Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



Тема номера

№50 от 10 декабря 2015 года

Базар уходит в рынок
Базар уходит    в рынок

С 1 января 2016 заканчиваются сразу три «переходных периода»:

1. Прекращается торговля «остатками» — то есть товарами легкой промышленности, которые ввезены в Беларусь без сопроводительных документов до 1 июля 2014 года.
2. Все товары продавцов легпрома и автозапчастей должны в полной мере соответствовать техническому регламенту Таможенного союза: иметь объективную информацию об изготовителе, импортере, потребительских свойствах и необходимые документы о подтверждении безопасности.
3. Все индивидуальные предприниматели в Минске и городах областного подчинения одновременно с предпринимателями городов районного подчинения в своих торговых объектах (а также объектах бытового обслуживания и такси) обязаны установить и использовать платежные терминалы, то есть принимать оплату банковскими карточками.

Наличие сертификатов качества продукции и документов, подтверждающих легальность ввоза товаров легпрома на территорию нашей страны, как известно, с нового года становится обязательным. С 1 января предпринимателям придется работать по-новому — отсрочек со стороны государства больше не будет. Дата «Х» появилась в результате компромисса: предпринимателям разрешили реализовать остатки товаров, определив для этого срок почти в полтора года, чтобы перевести свой бизнес в новое русло. Кто принял эти правила игры, почему некоторая часть предпринимателей все еще против нововведений и когда, наконец, наш извечный базар превратится в цивилизованный рынок? Корреспондент газеты «7 дней» попытался разобраться в ситуации. 

Официально
Заместитель министра торговли Беларуси Ирина НАРКЕВИЧ: «Нужно работать по закону!»

— Ирина Владимировна, на распродажу остатков товаров у индивидуальных предпринимателей было полтора года. Неужели этого времени недостаточно?
— Скажу так: кто старался, использовал самые разнообразные способы, тому этого времени хватило. Государственные органы всячески способствовали решению проблем малого бизнеса. Все решения принимались публично, обо всех сроках было сообщено. Поэтому не нужно было ждать — а вдруг будет еще одно продление? Не будет. И это было объявлено во всеуслышание. Многие предприниматели  активизировались, начали продавать остатки и перестраиваться на новые рельсы работы. Другими словами, времени было достаточно, кто как им воспользовался — тот то и имеет.
Но необходимо отметить, что есть и объективные причины, которые негативно повлияли на сроки продажи остатков товаров. Прежде всего —  снижение покупательской способности, кризисные явления в экономике, непростые отношения с арендаторами до принятия якорных изменений в законодательстве. Да и потребитель переориентировался — сейчас он идет на ярмарки, распродажи в крупные торговые центры, универмаги. Разве еще несколько лет назад можно было говорить о таком количестве и таких процентах скидок?! Скидка 20% в универмаге —  это очень серьезно. К тому же интернет-торговля начала стремительно развиваться — большое количество покупателей уходит в Сеть и заказывает там.
— Но ведь государство не бросает малый бизнес на произвол судьбы, активно помогает адаптироваться к новым условиям.
— Да, это так. Были предложены новые схемы товародвижения, в частности, через «Внешэкономсервис». Сейчас в распоряжении ИП есть компания, которая доставляет товары под заказ конкретного предпринимателя.
На что чаще всего сетует малый бизнес? На то, что не может покупать у нашего изготовителя товары: тогда  на рынке будет у всех одинаковый ассортимент. Индивидуальным предпринимателям нужны маленькие партии и широкий выбор товаров, поэтому они ездили в Москву, другие города и страны и каждый для себя что-то выбирал, чтобы привлечь покупателя. Предприниматели зачастую даже лучше производителя знают пожелания покупателей и быстро на них откликаются.
Нужно сказать, что последний месяц предприниматели активнее стали работать с  «Внешэкономсервисом». Мы стараемся сделать схему сотрудничества с малым бизнесом оперативной, минимальной по затратам. В Беларуси индивидуальные предприниматели имеют возможность воспользоваться любым способом товародвижения — самим ездить за рубеж за товаром, заказать его у белорусского производителя, обратиться к услугам «Внешэкономсервиса» или совместить несколько способов пополнения продаваемого ассортимента. Конечно, существуют и определенные риски, которые предприниматель должен просчитывать. Малому бизнесу всегда сложно, но что сделаешь. 

Товар с историей

Противниками сертификации аргументы приводятся разные. В последнее время предприниматели крупных столичных рынков проводят совещания, решая ставший очень актуальным вопрос: как работать дальше? Некоторые считают, что вступающие в силу с 1 января 2016 года новые правила не позволят выжить мелкорозничной торговле. Аргументы простые: становясь импортером и растомаживая товар, ввозя его маленькими партиями, увеличиваешь расходную часть на 65—80 процентов. Новое требование подтверждать происхождение продукции также многим видится камнем преткновения. Логика законодателей такова: принцип купить подешевле неизвестно где и неизвестно что, а продать подороже должен остаться в прошлом. У предпринимателей свои доводы: положиться на порядочность поставщиков порой не всегда возможно.
Вот как прокомментировал ситуацию владелец торговой точки Олег: «Закон предусматривает штрафные санкции для индивидуальных предпринимателей, которые заявили и оплатили ввозной НДС, они несут полную ответственность за то, что этот документ (технический регламент) должен нести фискальную часть и в России. Поэтому здесь очень тонкая грань — ответственность за третье лицо». Другими словами, контрагент в России, где в основном покупают товары, может в любой момент не подтвердить факт сделки с белорусским предпринимателем. В итоге для нашего бизнесмена ситуация оборачивается нарушением Административного кодекса, штрафом и конфискацией товара. В минской налоговой инспекции объясняют, что при легальных сделках такой поворот событий невозможен в принципе: российские плательщики работают в соответствии с законодательством России, имеют соответствующее контрольно-кассовое оборудование и первичные учетные документы, подтверждающие легальность происхождения товара. Но если изначально ставить перед собой цель приобрести что-то подешевле у того, кто таких документов не имеет, то результат будет именно такой.
До начала нового года белорусским предпринимателям необходимо вывести из оборота остатки товаров, которые были ввезены в страну по старым правилам, продать их после 1 января 2016 года будет нельзя. В стране насчитывается около 80 тысяч предпринимателей, занятых в сфере розничной торговли, большая часть из них уже приняла новые условия торговли.
Вариантов работы в будущем у них несколько: найти добросовестного поставщика, и это, пожалуй, самый больной вопрос, или приобретать товар со всеми необходимыми документами на белорусских оптовых базах. Предприниматель Николай, торгующий разными хозяйственными мелочами, так и поступает, утверждая, что примерно то на то и выходит: «Если, допустим, сравнивать с той же Россией или Польшей, где покупался товар раньше, то надо было учитывать транспортные расходы, которые значительно увеличивали затратную часть и фактически уравнивали условия приобретения. А теперь можно полностью закупиться в Минске — и со всеми документами!».

Прямая речь
Начальник отдела предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома Ольга Леошко: «Есть ряд баз, магазинов и оптовых складов, порядка семисот крупных операторов, которые поставляют товары на территорию Республики Беларусь, растомаживают их и выдают все необходимые документы: сертификаты, накладные и пр. Те, кто намеревался работать в новых условиях, уже нашли себе поставщиков либо напрямую, либо через оптовые предприятия».

Инвестиция в бизнес


Еще один спорный вопрос — наличие специального терминала для безналичных расчетов. Предприниматель Светлана решила приобрести терминал в собственность. Если брать устройство в аренду, то ежемесячно необходимо платить за обслуживание довольно большую сумму. Учитывая формат торговли и небольшие обороты, предприниматель решила, что  собственный терминал обойдется дешевле. Женщина признается, что выложить сразу кругленькую сумму, порядка тысячи долларов в эквиваленте, довольно непросто, однако рассматривает такое приобретениекак инвестицию в свой бизнес: «У нас 80% оплат идет по терминалу, он однозначно нужен, а без него — только потеря клиентов, ведь сейчас у многих людей деньги на электронных носителях».
В отделе предпринимательства Мингорисполкома не скрывают: вводимые условия пугают многих ипэшников. За последний месяц здесь фиксируют возросшее количество звонков и обращений с просьбой разъяснить новые правила. И время для консультации находят для каждого.

Запчасть без права на замену?


Подобные вопросы и проблемы возникают и у продавцов автозапчастей: технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» обязывает с 1 января 2016 года иметь сертификаты соответствия на реализуемую продукцию.
Этот документ регулирует оценку соответствия двух видов товаров: автомобили и автокомпоненты. По мнению заместителя председателя «Белорусской научно-промышленной ассоциации» (БНПА) Сергея Вариводы, в результате тысячи субъектов хозяйствования нашей страны, занимающиеся автокомпонентами, с 1 января могут столкнуться с определенными проблемами: ведь общие запасы автозапчастей на белорусском рынке сейчас можно оценить цифрой с девятью нулями в долларах. И сертификатов соответствия на многие из них нет.
Технический регламент был принят в 2011 году — казалось бы, достаточный срок для подготовки к работе в новых условиях. Однако на практике, считает Сергей Варивода, не все просто и однозначно. И как поступить с несертифицированными запчастями, ответа нет.
Возник закономерный вопрос: что делать?
Сергей Варивода рассуждает об условиях для ведения бизнеса: «Когда мы вступали в Таможенный союз, а потом в Евразийский, нам говорили, что это приведет только к улучшению условий деятельности для субъектов хозяйствования. Однако в реальной жизни, на примере рассматриваемого нами технического регламента, мы получаем значительное ухудшение этих условий  для наших предприятий. Если сейчас в национальном законодательстве предусматривается обязательная сертификация 12 типов автокомпонентов, то по техническому регламенту Таможенного союза — 118. Если сейчас обязательной сертификации подлежат только автокомпоненты транспортных средств категории М1 (легковые автомобили), то по техническому регламенту — всех категорий транспортных средств. Это не может не вызывать вопроса у делового сообщества: в какой мере это оправдано? Мы знаем, казахстанские деловые круги и власти обратились в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой сократить для Казахстана перечень из 118 пунктов на 41 позицию. Насколько нам известно, положительное решение принято и Казахстан получил отсрочку до 1 июля 2017 года. А там видно будет».
Возникает и вопрос о том, правильным ли является проведение по определению затратных процедур сертификации такого широкого перечня автокомпонентов (например, подкрылков для автомобиля, брызговиков, накладок кузова, сеток крепления багажа и т. д.)? Ведь не все они напрямую влияют на безопасность автомобиля и дорожного движения. По примеру Казахстана, нашим уполномоченным государственным органам, считает представитель БНПА, стоит немедленно обратиться в Евразийскую экономическую комиссию с предложением сократить до обоснованно-необходимого уровня этот список автокомпонентов.
Но не все смотрят на ситуацию столь пессимистично. Несколько дней назад в беседе с представителями прессы Кирилл Раковчук, начальник юридического управления компании «Шате-М плюс», крупного продавца автозапчастей на белорусском рынке, заявил, что его компания к 1 января полностью готова. «Мы не ждали до последнего, а готовились к выполнению требований законодательства заранее. Получили разъяснения Госстандарта по поводу работы с  начала 2016 года. Никаких проблем возникнуть не должно. На предприятии существует специальное подразделение, которое отвечает за сертификацию.  Нами получены все необходимые письменные разъяснения от Госстандарта и от аккредитованных центров в России, с которыми компания сотрудничает уже более пяти лет», — сказал Кирилл Раковчук.

Сергей ВАРИВОДА, заместитель председателя БНПА:

«Технический регламент Таможенного союза вступил в действие с 1 января 2015 года. Республика Беларусь в конце прошлого года приняла решение о сохранении национального режима оценки соответствия запасных частей до 1 июля 2016 года. Однако совсем недавно Евразийская экономическая комиссия постановила, что выпуск в свободное обращение (таможенная очистка) запасных частей может проводиться исключительно при предоставлении сертификата соответствия Таможенного союза. Получилось, что период, позволявший субъектам хозяйствования осмотреться по сторонам, был внезапно сокращен. Что же делать с немалыми остатками автозапчастей, ввезенными в страну ранее? Вполне естественно, что это послужило поводом для беспокойства. Сейчас республика не совсем готова к выполнению технического регламента. Если нас направляют на проведение обязательной сертификации автокомпонентов, то разумно было бы осуществлять эту процедуру в Беларуси. Но, согласно регламенту, проводить испытания можно лишь в аккредитованных на союзном уровне лабораториях, которых у нас в стране очень мало. Чем это чревато? Многократным ростом издержек. Придется искать такие лаборатории на территории России, заключать договоры с лабораториями-нерезидентами и, возможно, с органами по сертификации, вывозить валюту из страны, тратя огромные деньги на командировочные расходы, пересылку образцов, оформление документации и т. д. Индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям, которые не завозят на миллионы долларов в год одного типа автокомпонентов, такие процедуры будут крайне затратными, что поставит их на грань выживания».

Пресс-служба Госстандарта:
«В последнее время в Госстандарт поступают обращения от организаций бизнеса о продлении срока на нереализованные до 1 января 2016 года остатки компонентов транспортных средств. Возможность продления сроков реализации указанных остатков на территории Беларуси будет обсуждаться на заседании рабочей группы по проблемным вопросам в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в условиях ЕАЭС, созданной распоряжением премьер-министра Беларуси в октябре 2013 года. Заседание планируется в середине декабря этого года», — пояснили в пресс-службе. В Госстандарте сообщили, что в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) определен перечень компонентов, которые до выпуска в обращение на территории ЕАЭС должны пройти процедуры подтверждения соответствия требованиям безопасности, установленным в этом документе. К таким процедурам относятся сертификация или декларирование соответствия непосредственно изготовителем (его официальным представителем) либо импортером. Для компонентов, на которые были выданы национальные документы о подтверждении соответствия до вступления в силу ТР ТС 018/2011, то есть до 1 января 2015 года, был предусмотрен переходный период до 1 июля 2016 года. Для компонентов, на которые такие документы отсутствуют, переходный период не был установлен, а значит, действие этого техрегламента на них должно было распространяться с 1 января этого года. Учитывая, что в Беларуси обязательному подтверждению соответствия подлежало незначительное количество видов компонентов, Госстандарт определил для них переходный период до 1 января 2016 года».

Автоцентры готовы


Разбираясь в ситуации, мы не могли не поинтересоваться, будут ли после 1 января работать автоцентры — смогут ли они предоставлять клиентам запчасти, сертифицированные по новым правилам.
Звонки целому ряду официальных представителей известных автомобильных марок подтвердили, что кризисной ситуации на рынке возникнуть не должно. Вот что, например, рассказал Игорь Цякалло, заместитель директора по постпродажному обслуживанию одного автоцентра: «До конца июня 2016 года будут использоваться имеющиеся сертификаты соответствия, выданные в национальной системе сертификации. Вопрос несоответствия перечня автозапчастей, подлежащих сертификации в соответствии с требованиями белорусского законодательства техническому регламенту Таможенного союза, решен нами следующим образом: автомобильные компоненты, которые включены в технический регламент, были сертифицированы нашим предприятием в добровольном порядке, то есть действующий сертификат был дополнен этими группами запасных частей. Таким образом, мы располагаем сертификатом, перечень которого полностью соответствует требованиям технического регламента, вследствие чего с 1 января предстоящего года для нашего предприятия и его оптовых покупателей никаких проблем не возникнет. В течение полугода нашим предприятием будет принято решение о выполнении требований законодательства Таможенного союза о сертификации компонентов транспортных средств. В качестве одного из вариантов рассматривается переход на работу по сертификатам, полученным в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза 018/2011 российскими коллегами».

До вступления в силу новых правил остается меньше месяца. Большая часть индивидуальных предпринимателей приняла новые правила игры и воспользовалась предоставленным временем по назначению — ответственность бизнеса за результаты своей работы никто не отменит. В конце концов, все требования о сертификации, о документах подтверждения на товар — это требование  привести потребительский рынок в качественно новую цивилизованную форму. Никто не хочет, чтобы якобы брендовые джинсы линяли после первой стирки, а амортизаторы текли на пятой яме от СТО. Вполне оправдано: врач и учитель, например, периодически подтверждают свою квалификацию, потому что никто из нас не хочет иметь проблем со здоровьем и грамотностью. Так почему же у некоторых вызывают недовольство законы, которые, в конечном итоге, будут способствовать нашему потребительскому благополучию? А потому ко всем рано или поздно должно прийти понимание — «лихие девяностые» прошли и беспорядочный базар, хотя и не без проблем, постепенно превращается в цивилизованный рынок.

Дмитрий ШАМКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике


Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?


Желтый бус давит лежащие на земле огурцы. Ролик с Ольшанского рынка, выложенный в интернет, с комментарием «Таким образом фермеры и сельские жители выражают протест низким закупочным ценам!» задел многих. Выясняем, как и почему овощи, на которых поднялись сотни семей огуречной столицы Беларуси, попали под колеса.

Одна из самых обсуждаемых новостей минувшей недели – ЧП на озере в Стайках, где 17 июля молния попала в дерево, под которым прятались молодые люди. Девушка погибла на месте, четверых парней медики доставили в тяжелом состоянии в реанимацию. Их ждет несколько операций, в том числе пластических. До приезда врачей первую помощь пострадавшим оказывали очевидцы случившегося.  Вместе с экспертами разбираемся, правда ли, что молния не для всех смертельно опасна, где прятаться, если непогода застала врасплох, и как действовать, когда на ваших глазах человек получил удар.

С приходом лета людей в масках в пассажирском транспорте и магазинах стало заметно меньше. При этом, по данным Минздрава, ежедневно регистрируется около тысячи новых случаев заболевания COVID-19.   Чтобы дисциплинировать народ, санитарно-эпидемиологическая служба Минска проводит мониторинги по соблюдению профилактики коронавирусной инфекции. В один из таких «рейдов» напросился корреспондент «7 дней». Вместе  со специалистом Минского городского центра гигиены и эпидемиологии мы прошлись по оживленным местам и посмотрели, пользуются ли люди средствами индивидуальной защиты (СИЗами)  и какие еще предпринимаются меры по противодействию распространения  COVID-19.